Тенденції реформування середньої освіти розвинених англомовних країн в контексті глобалізації (90-ті рр. ХХ – початок ХХІ ст.)

Вантажиться...
Ескіз
Дата
2005-08
Назва журналу
Номер ISSN
Назва тому
Видавець
Інститут педагогіки АПН України
Анотація
У дисертації досліджено ідеологічні основи, стратегії та результати реформ середньої освіти розвинених англомовних країн 90-х рр. ХХ − початку ХХІ ст. Визначено сутність неоліберальної, неоконсервативної та неолейбористської ідеологічних складових освітньої політики правлячих партій англомовних країн. З метою цілісного аналізу реформаційних процесів сформульовано теоретичні основи розгляду чотирьох вимірів освітніх змін − політичного, структурного, культурного та людського. Розкрито особливості політичних механізмів реформ, а саме централізаційно-децентралізаційних процесів, що включали запровадження освітніх стандартів та програм автономного шкільного менеджменту. Подано характеристику реформ професійно-освітньої сфери як невід'ємної складової сучасних реформ середньої освіти. Проаналізовано теоретичні основи та процесуальні характеристики здійснення ринково-орієнтованих реформ. Зроблено висновки щодо суперечностей, недоліків реформ та умов їх ефективного запровадження. Сформульовано рекомендації щодо особливостей використання уроків дослідженого реформаційного досвіду в Україні.
The author investigates the ideologies, the strategies and the results of the high education reforms in the developed Anglophone countries. The fundamentals of the neo-liberal, neoconservative and neo-labourist ideologies as the bases of the education policies of all parties in power are characterized. For the sake of the holistic analysis of the reform processes four dimensions of educational change (political, structural, cultural and human) are investigated. The peculiarities of the political mechanisms of the education reforms which include centralizing and decentralizing processes (standard-oriented reform strategy and the school-based management programs) are analyzed. The research of the profession-oriented reform strategy as a component of the high school changes is carried out. The theoretical grounds and the forms of the implementation of the market-oriented reform strategy are investigated. The conclusions about the deficiencies, the contradictions and the results of the reforms are made. Some proposals for Ukrainian education are given.
В диссертации проанализированы идеологические основы, стратегии и результаты реформ среднего образования развитых англоязычных стран 90-х гг. ХХ − начала ХХI века. Рассмотрены идеологии современных образовательных реформ, которые включают неолиберальную, неоконсервативную и неолейбористскую составляющие. Автор аргументированно доказывает, что неолиберализм, как идеологическая основа глобализации, превратился в системообразующую основу образовательной политики всех правящих партий англоязычных стран исследуемого периода. Доминирование неолиберальной составляющей образовательной политики позволило сделать вывод о формировании образовательно-политического консенсуса (совокупности принципов, построенных на основах неолиберальной идеологии), который приобретает в контексте развития глобализационных процессов глобальный характер. В работе сформулированы теоретические основы анализа образовательных реформ, который включает четыре измерения: политическое, структурное, культурное и человеческое. Целостный анализ современных реформ среднего образования, включающий все эти измерения, позволяет сделать вывод об отсутствии баланса между ними. Так, политическое и структурное измерение удостоились наибольшего внимания образовательных политиков в ущерб культурному и человеческому, что послужило причиной многочисленных недостатков реформ и сопротивления переменам. Раскрыты особенности политических механизмов образовательных реформ, а именно централизационно-децентрализационных процессов реформирования управления образовательными системами развитых англоязыч-ных стран. Централизационные элементы этой стратегии обусловили принятие национальных и региональных образовательных стандартов, а также новых форм отчетности за достигнутые результаты как всей образовательной системы в целом, так и каждого учебного заведения в частности. Специфика развития централизации образования в условиях глобализации определяется тем, что этот процесс, шагнув за национальные рамки, перешел в наднациональное глобальное измерение: к определению образовательных стандартов и мониторингу их достижения был привлечен целый ряд международных политических, экономических, финансовых и культурно-образовательных организаций. Активно идет процесс “дестатизации” образовательной политики (от англ. state - государство), которая всё в большей мере определяется международными институтами. Проанализированы особенности внедрения программ автономного школьного менеджмента (SBM) как основной формы деволюции управленческих полномочий с мезоуровня образовательной системы на базовый уровень. Выявлены недостатки SBM и определены способы его совершенствования путем переориентации программ на приоритетное развитие школы как профессиональной обучающейся организации. Выявлены особенности реформ профессионально-образовательной сферы как неотъемлемой составляющей современных реформ среднего образования. Проанализированы противоречия различных идеологических подходов к реформированию этой сферы, а также пути внедрения стандартов про-фессиональной деятельности и профессионального развития учителей. Показаны тенденции реформирования национальных и региональных систем усовершенствования квалификации учителей. Определены условия их эффективной перестройки в контексте стандартоориентированных реформ систем среднего образования. Сформулированы теоретические основы и определены особенности реа-лизации рыночно-ориентированной стратегии реформирования среднего образования. Проанализированы различные позиции, существующие в педагогической мысли, политологии и экономике образования развитых англоязычных стран, касающиеся восприятия образования как частного и общественного блага, специфики развития рыночных отношений в образовании, особенностей развития образовательной сферы как квазирынка. Охарактеризованы различные типы приватизационных программ, имевших место в контексте анализируемых реформ. Сформулированы рекомендации относительно возможностей использо-вания современного опыта развитых англоязычных стран в процессе реформирования среднего образования в Украине. В частности, определены: пути преодоления существующих противоречий между целями образовательных реформ и стратегиями их осуществления; наиболее целесообразные, с точки зрения обеспечения социальной справедливости в образовании, пути разви-тия рынка образовательных услуг в Украине; пути развития публичного и прозрачного характера образовательной политики; приоритетные направления и особенности осуществления заимствований в современных образовательных реформах; пути формирования готовности школы и образователь-ной системы в целом к осуществлению образовательных реформ; причины сопротивления реформам и пути его преодоления и т.п.
Опис
Ключові слова
освітня реформа, education reform, глобалізація, globalization, тенденції розвитку освіти, tendencies of education development
Бібліографічний опис
Сбруєва А. А. Тенденції реформування середньої освіти розвинених англомовних країн в контексті глобалізації (90-ті рр. ХХ – початок ХХІ ст.) [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 «Загальна педагогіка та історія педагогіки» / А. А. Сбруєва ; Ін-т педагогіки АПН України. – К., 2005. – 38 с.