Перегляд за Автор "Kosiak Valerii Andriiovych"
Зараз показуємо 1 - 17 з 17
Результатів на сторінці
Налаштування сортування
Документ Актуальность секулярного духовного(СумДПУ імені А. С. Макаренка, 2017) Косяк Валерій Андрійович; Kosiak Valerii AndriiovychБлагодаря секулярной духовности как совокупности высоких чувств, интересов, убеждений, идеалов светский человек может самосозидать себя, избирать жизненные ориентиры, стандарты поведения. Сопоставляются взгляды И. Канта, Г. Гегеля и Русской православной церкви (архим. Киприана) относительно единства интеллектуального и духовного. Рассматривается обширный мир духовного на «горизонтали» бытия, в котором человек-изобретатель уподобляется духу-демиургу, и все духовное выражает себя в действии-движении. Эксплицируются издержки «демократизации» духовности «в мире голой рациональности», продуцирующем «расколотость» личности, фрустрации, душевную пустоту, «сворачивание» лексики и т.д. Осмысливается актуальность духовной элиты в современном мире, а также возможность изменения самого понимания духовности в соотношении ее с рациональностью. Показывается, что духовное начало созидается самим человеком в своем опыте, и потому духовная культура всегда личная культура.Документ Амбивалентная свобода(2013) Косяк Валерій Андрійович; Kosiak Valerii AndriiovychВ статье понятие свободы рассматривается в каузальной и нормативной метафизике, в рациональных и нерациональных действиях, в сопоставлениях свободы с несвободой. Показывается притягательность свободы и ответственность, налагаемая на ее носителей. Осмысливается иррациональность свободы, способной творить как добро, так и зло.Документ «Всеприсутствие зла», его конструктивность, ему противостояние(2012) Косяк Валерій Андрійович; Kosiak Valerii AndriiovychВ статье обсуждаются онтологический статус зла, его вездесущность и «амбивалентность», проблема выбора между добром и злом. Анализируются конструктивные возможности сил зла для укрепления сил добра. Показаны подходы к противостоянию злу.Документ Душа «телесная» и «бестелесная»(2010) Косяк Валерій Андрійович; Kosiak Valerii AndriiovychВ настоящее время можно констатировать многообразие и избыток бинарных толкований души телесной и бестелесной, которые накопились в сознании людей от времен первобытной культуры до культуры постмодерна. В статье делается попытка философско-антропологического осмысления перипетий представлений о душе конечной и душе вечной в античном мире.Документ Здоровье: духовный контекст(СумДПУ імені А. С. Макаренка, 2010) Косяк Валерій Андрійович; Kosiak Valerii AndriiovychВ статье предпринята попытка обозначить некоторые формальные и содержательные аспекты категории здоровья, не детерминированные физическими влияниями.Документ К метафизике силы(2011) Косяк Валерій Андрійович; Kosiak Valerii AndriiovychВ статье сделана попытка осмысления силы как сущности реальной и виртуальной, проявляющей себя в образах сакрального движителя миров, всеобъединяющего и созидающего Духа, в мысленно-чувственных фигурах мифологии, в форме «динамической человеческой воли» в пространстве магии, в силовом поле мистицизма и других эпистемах мысли.Документ К онтологии позитивной силы(2011) Косяк Валерій Андрійович; Kosiak Valerii AndriiovychВ статье отдается должное высоким достоинствам носителей позитивной силы (отличающихся личностной мощью, трансгрессивностью, пассионарностью) в сопоставлении с жизненными установками и качествами людей "слабых". Аргументируется, что увековечивает энергия, воплощенная в деяниях, требующих от человека силы и цельности.Документ К онтологии телесно-двигательной активности(2015) Косяк Валерій Андрійович; Kosiak Valerii AndriiovychОсмысливается денотативность движения в деятельности познающего субъекта и значимость двигательной активности для развития его когнитивных способностей. Само движение наделяется статусом В философской категории. Делается экскурс в ретроспективу изучения движений человека. Приводятся толкования кинезиологии, онтокинезиологии, движений в «обыденной культуре», в физической культуре и спорте, различных техник тела. Показывается главенствующая роль двигательных координаций для жизнеобеспечения всех существ. Утверждается, что переход человека из мира природы в мир культуры был возможен прежде всего благодаря преобразованию кинетики его тела.Документ К проблеме социализации(2012) Косяк Валерій Андрійович; Kosiak Valerii AndriiovychВ статье осмыслены разновекторные силы, которые «правят» социальное поведение человека вне официальных воспитательных и образовательных структур. Охарактеризованы некоторые внеинституциализированные факторы, которые стихийно и стохастично влияют на социализацию личности.Документ О «философии для детей» и взрослых(СумДПУ імені А. С. Макаренка, 2018) Косяк Валерій Андрійович; Kosiak Valerii AndriiovychВысказывается сомнение относительно целесообразности культивирования «критического мышления» у детей средствами философии и тотальной их способности к философской рефлексии, каковой часто недостает и «Das Man» – «усредненному человеку». Показывается, что философия как искусство познания – это прерогатива «склонных к теории», к «свободной мысли», за что они спорадически преследуются властями светскими и церковными. Обосновывается положение о том, что философ и художник генерируют оценочное и личностное отношение к миру, что философия близка к искусству, что философское творчество, как и художественное творчество, – это всегда высказывание личностное.Документ От мира христианского к миру секулярному(2015) Косяк Валерій Андрійович; Kosiak Valerii AndriiovychБыло немало условий, факторов, причин, обусловивших уход христианства на периферию культурной жизни Европы. В ряду таковых автор выделяет всегдашнее здоровое языческое отношение к жизни у народных масс, «реставрацию» язычества в эпоху Возрождения и просветительство гуманистов, неорганичность иудейско-христианского «имплантанта» в ведическо-православном теле славян, мировоззренческие и этические установки евреев в Ветхом Завете, христианский аскетизм, современное секулярное движение в мире.Документ Путешествия. Опыт феноменологической редукции(2014) Косяк Валерій Андрійович; Kosiak Valerii AndriiovychОсмысливается проблематичность закреплённости за человеком путешествующим определённого топоса в мире, поскольку человек ексцентричен, не центрирован в своем органическом теле, оснащен неорганической семантикой и потому обладает многими «степенями свободы» для выполнения многообразных культурных функций, перемещений и пребываний в разных пространствах. Рассматриваются факторы, будирующие «страннический невроз». Эксплицируются путешествия «внешние» и «внутренние» (екстравертивные и интровертивные), путешествия как осуществления пути в религиозной рефлексии, пути как ухода от чего-то и пути как стремления к чему-то, пути, в котором все окружающее нас подает нам знаки, как-то и что-то говорит нам.Документ Сакральный модус духа(2014) Косяк Валерій Андрійович; Kosiak Valerii AndriiovychСделана попытка «духодицеи» с констатацией высокого статуса Духа в разные исторические эпохи и его снижения в ситуации секуляризированного сознания «общества потребления» постиндустриального мира. Дух рассматривается в парадигме сакрального доминирования как всеобъемлющая творящая сила, которая пронизывает всю Вселенную, лежит в основе бытия и интегрирует духовно-душевно-телесный состав человека. Формулируется гипотеза, что в ситуации «разволшебствления мира» и прогнозируемого постмодернизмом вытеснения традиционного человека постчеловеком, вера в существование высоких ценностей останется у части мыслящего человечества, тяготеющего к трансцендентному.Документ Секуляризация европейского социума(СумДПУ імені А. С. Макаренка, 2017) Косяк Валерій Андрійович; Kosiak Valerii AndriiovychПростежується розвиток секуляризації від її генезису в Середні віки до нашого часу. Обмірковуються умови і чинники, що спрямовували процеси емансипації від християнства в Відродженні, Новому часу та які енергизують їх у Новітній час. Виявляються причини банкрутства зазіхань «Єдино вірного вчення» на монополію в галузі моралі. Обґрунтовується перспективність діяльності міжнародного атеїстичного руху, що здійснюється відповідними організаціями, альянсами, коаліціями.Документ Телесные основания культуры(2016) Косяк Валерій Андрійович; Kosiak Valerii AndriiovychОбосновывается основополагающее значение коэволюционного преобразования кинетики человека и главенствующая роль вестибуломоторики в развитии телесно-двигательных координаций, необходимых для возвышения человека в мир культуры. Показываете, что без совершенствования своих двигательных способностей человек не смог бы перейти к символизации, к семиотике; что в любой человеческой деятельности присутствует ее базовый телесно-двигательный компонент; что во все виды своей активности человек «привносит свое тело»; что телесно-двигательная составляющая триадной культуры выступает как конституирующий элемент, как базовая составляющая человеческой культуры.Документ Христианство в его коллизиях с иноверием и неверием(2013) Косяк Валерій Андрійович; Kosiak Valerii AndriiovychВ статье прослеживаются условия становления и развития христианства в его столкновениях с язычеством от поздней античности до наших дней. Показывается рост скептического отношения к христианству, начавшегося в эпоху Возрождения, и прогрессирующего недоверия к нему в секулярном европейском сознании в последующие века.Документ Энактивизм, «umwelt» и мир культуры(СумДПУ імені А. С. Макаренка, 2018) Косяк Валерій Андрійович; Kosiak Valerii AndriiovychКогнитивный эмпирический субъект рассматривается как телесно воплощенное «Я» в единстве познания, опыта и активного действия, посредством которых внешняя среда становится его миром - umwelt - обратно на него влияющим. Показывается, что миры жизненных смыслов разнятся в зависимости от «<масштаба личности». Обосновывается, что познавательная активность актора создает окружающую его предметную среду, вторую природу, мир артефактов, что телесный (чувственный, двигательный) опыт субъекта выступает базовым в разных формах культуры.