Бінарне заняття як одна з форм підвищення ефективності корекційно-розвивального процесу в закладах дошкільної освіти

Вантажиться...
Ескіз
Дата
2017-11
Назва журналу
Номер ISSN
Назва тому
Видавець
НПУ імені М.П. Драгоманова
Анотація
Логопедична практика доводить, що запорукою успішного подолання порушень мовленнєвого розвитку дошкільників є системна організація корекційно-розвивальної роботи. Модернізація процесу навчання сприяє пошуку педагогами таких педагогічних технологій, що викликатимуть у дітей бажання дізнаватися, міркувати, діяти, опановувати тощо. Сьогодні змінюються завдання дошкільної освіти, розробляються нові підходи до відображення змісту через інтеграцію знань, нові плани навчально-розвивальної роботи. Оновлення системи освіти вимагає використання нетрадиційних методів та форм під час організації корекційно-розвивального процесу в закладах дошкільної освіти, зокрема, інтегративних, під час використання яких у дітей формується діяльнісний підхід до процесу отримання та закріплення набутих знань, умінь та навичок. Однією з форм інтеграції предметів та реалізації міжпредметних зв’язків є бінарне заняття, проведення якого є доцільним в групах компенсуючого типу для дітей з порушеннями мовлення.
В статье высвечивается значение бинарного занятия как нетрадиционной формы организации коррекционно-развивающего процесса в учреждениях дошкольного образования. При подготовке проведения бинарного занятии в группах для детей с нарушениями речи воспитатель и учитель-логопед вместе выбирают тему занятия и формулируют цель, проводят анализ речевого материала, осуществляют поиск необходимых методов и приемов, подбирают наглядность, предвидят возможные риски та ограничения. Отмечено, что главными предпосылками успешного проведения бинарного занятия является логическая связь между частями занятиями, которые проводят учитель-логопед и воспитатель, использование различных средств и методов обучения и коррекции речевых нарушений, чередование видов деятельности в течение занятия, сохранение тесного контакта с ребенком в течение всего занятия. Определены преимущества бинарного занятия как нетрадиционной формы организации коррекционно-развивающего процесса, а именно: происходит систематизация и обобщение имеющихся знаний у детей; объединение усилий учителя-логопеда и воспитателя позволяет более эффективно осуществлять процесс коррекции, обучения и развития; способствует расширению кругозора, развитию творческого мышления детей, умения применять знания в новых ситуациях; повышает мотивацию и заинтересованность детей, создает комфортные условия развивающей речевой среды; позволяет комплексно использовать различные методы и средства коррекционно-развивающего процесса, системы контроля, а также игру, общение и продуктивную деятельность детей; способствует возникновению у детей мотивов к речевой деятельности, поощрению свободного вербального самовыражения детей; педагоги имеют возможность рационально использовать время. Предоставленный образец бинарного занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
The article highlights the significance of binary employment as an unconventional form of organization of the correctional-developing process in pre-school institutions. When preparing a binary lesson for groups of children with speech disorders, the educator and the speech therapist together choose the topic of the lesson and formulate the goal, analyze the speech material, search for the necessary methods and techniques, select the visual ads, anticipate the possible risks and limitations. It is noted that the major backgrounds for the successful binary lesson is the logical connection between parts of the lesson that the teacher-speech therapist and educator conduct, the use of various means and methods of teaching and correcting speech disorders, the alternation of activities during the lesson, maintaining close contact with the child during the whole lesson. The advantages of binary lesson as an unconventional form of organization of the corrective-developing process are determined, namely: the systematization and generalization of the existing knowledge of children takes place; united efforts of the teacher-speech therapist and educator allow to carry out the process of correction education and development more effectively; promotes broadening of the outlook, development of creative thinking of children, ability to apply knowledge in new situations; increases the motivation and interest of children, creates comfortable conditions for the developing speech environment; allows complex use of various methods and means of corrective-developing process, controlling system, as well as the game, communication and productive activities of children; promotes the children's motives for speech activity, the encouragement of free verbal expression of children; teachers have the opportunity to use time rationally. A sample of a binary lesson for children of senior preschool age with a general underdevelopment of speech is given.
Опис
Ключові слова
порушення мовлення, бінарне заняття, учитель-логопед, вихователь, нарушение речи, бинарное занятие, учитель-логопед, воспитатель, speech disorder, binary occupation, teacher-speech therapist, educator
Бібліографічний опис
Стахова, Л. Л. Бінарне заняття як одна з форм підвищення ефективності корекційно-розвивального процесу в закладах дошкільної освіти [Текст] / Л. Л. Стахова // Логопедія : науково-методичний журнал / Міністерство освіти і науки України, Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова, Кам'янець-Подільський національний університет ім. Івана Огієнка. – Київ : [б. в.]. – 2017. – № 11. – С. 49–53.